«Крыша». Христианское движение бизнесменов и молодых специалистов
 Главная Не просто Что такое «Крыша»? Мероприятия Материалы Блог 
Блог/РИК ШНАЙДЕР: Даже в раю я есть...

РИК ШНАЙДЕР: Даже в раю я есть...

15.09.2011

РИК ШНАЙДЕР: Даже в раю я есть...

Как ваше мировоззрение влияет на достижение максимальной прибыли в современной корпорации? Зависит ли ваша производительность труда в понедельник от того, где вы были в воскресенье – в церкви или в казино?

Et in Arcadia Ego - “Даже в раю я есть”. Так Ивлин Во озаглавил один из разделов своей замечательной книги, шедевра британской литературы, написанного в 1945 году романа “Возвращение в Брайдсхед”. Произведение это повествует об испытаниях, успехах и неудачах студента Оксфорда, позднее художника и солдата, в период между Первой и Второй мировыми войнами. Это также история изменения  его мировоззрения, обретения смысла и цели, способных раскрыть его глубочайший потенциал, привести к успеху и полноценной жизни. Сначала Чарльз Райдер, главный герой, смыслом жизни видит поиск красоты, дружбы и любви, воплощённых в античном  символе земного рая - Аркадии. Со временем он начинает осознавать, что его идеалы не выдерживают проверку временем. Когда удовольст-вие уже не видится как смысл жизни, Райдер устремляется к славе и успеху. Но и такая цель не удовлетворяет его, и Райдер ищет всё новых горизонтов.

Рассказанная Ивлином Во история до сего дня вызывает эмоциональный отклик у читателя, потому что многие ассоциируют себя с главным героем. Ведь мы все  ищем любовь, успех, смысл. Потому что все мы люди.

Сегодня я хотел бы затронуть вопрос соотношения наших желаний и достижений с мировоззрением, которое непосредственно определяет успех в работе и в жизни в целом.

Зачем вообще говорить о мировоззрении?

Мировоззрение можно определить как представление человека или группы людей о жизни и мироустройстве. Это та позиция, с которой человек рассматривает и объясняет себе окружающий его мир. Из данного определения понятно, что когда  мы пытаемся освещать этот вопрос с сугубо практической точки зрения, у нас возникает как минимум две проблемы.

Во-первых, какая разница, во что верит человек, если он исправно приходит на работу в 9 утра и уходит домой в 6 вечера? Другими словами, надо работать, а не мечтать о философии. Нам нужны хорошие навыки, а всё остальное приложится. Возможно, это подходит, если вы собираетесь оставаться на своём рабочем месте несколько дней, даже несколько лет, но, как выяснили исследователи, усердие, производительность труда и лидерство в профессиональной сфере непосредственно связаны с “видением” сотрудника или менеджера. А видение подразумевает более глубокие запросы, чем  умение пользоваться программой Excel.

Если продолжать компьютерную аналогию, можно сказать, что видение мира подобно операционной системе, а не компьютерному приложению. Если ваш Windows (2000, XP или Vista) не функционирует, то любые попытки установить новые программы будут напрасной тратой времени.

Во-вторых, приняв реальность и значимость основных ценностей, мы можем поддаться искушению верить в то, что между различными мировоззрениями нет никакой существенной разницы, кроме названий. В конце концов, какие мировоззрения способны повлиять на то, как вы добиваетесь максимальной прибыли в современной корпорации? Зависит ли ваша производительность труда в понедельник от того, где вы были в воскресенье – в церкви или в казино? Интересно, но ответ на этот вопрос – да, зависит.

Эми Шерман, ведущий социолог университета Вирджинии, почти пять лет посвятила анализу соотношения мировоззрения и экономического успеха в некоторых странах Латинской Америки. В 1997 году Оксфордский университет издал её труд под названием “Душа развития”. Она провела несколько опросов, сопровождавшихся вдумчивыми интервью и глубоким анализом.

Эми Шерман обнаружила прямую зависимость экономического успеха от различных важных элементов мировоззрения. Более того, она доказала, что люди, сознательно избирающие своё мировоззрение, гораздо чаще добиваются успеха, чем те, кто просто живёт, не задумываясь о личной философии. Шерман разделила предмет исследования на шесть мировоззренческих категорий. Из них самую успешную группу она назвала “ортодоксы”, а наименее успешную обозначила как “номиналы”. “Ортодоксы” хорошо знают своё мировоззрение и сознательно живут в согласии с обозначенными принципами. “Номиналы” лишь поверхностно знакомы со своими принципами и чаще всего принимают решения в соответствии с мнением большинства или из соображений выгоды, например получение материального вознаграждения или завоевание хорошей репутации.

В результате “номиналы”, будучи лишь поверхностно знакомыми с определяемыми их мировоззрением принципами, часто принимают решения на основе обыденной логики, которую предлагают средства массовой информации и окружающие люди.

Таким образом, беззаботное отношение к своему мировоззрению чревато своеобразной инфекцией, сказывающейся на образе жизни. Согласно многочисленным психологическим исследованиям, в подобном случае многие перестраивают свою философию, чтобы она соответствовала выбранному поведению. Как мы себя ведём, так мы и будем верить. Поэтому бездумная жизнь не только не имеет никакой ценности, но ещё и легко поддаётся манипуляции со стороны окружающих.

«Номинальный» образ жизни и сознательное мировоззрение

Позвольте привести несколько примеров наиболее распространённого “номинального” поведения. Чтобы лучше запоминать, назовём их именами самых известных представителей.

Макиавелли

Это имя, наверное, сразу вызывает массу ассоциаций. Хотя сам Макиавелли, возможно, и не был убеждённым макиавеллистом, тем не менее он написал “Государя” как инструкцию для клана Медичи, правителей Флоренции. Государю важно только одно – завоевать Власть, использовать Власть и оставаться у Власти. Властный правитель может, в конце концов, принести пользу своему народу, улучшив, хотя бы временно, его материальное положение. Но это не самая важная забота правителя. В корпорации такой макиавеллист будет делать всё, чтобы упрочить собственное положение в компании и увеличить своё благосостояние. Если при этом обогащаются окружающие, он не возражает, только их успех не должен мешать его власти. Ничего нет выше этой цели. Заметьте, макиавеллист не всегда выглядит таковым. Он всячески пытается скрыть своё мировоззрение. Он будет стараться создавать образ, способствующий собственной выгоде. Макиавелли был первым великим пиарщиком.

Маркс

В связи с этим именем тоже, наверное, возникает немало ассоциаций. К группе “марксистов” я отношу всех, кого заботит в первую очередь благо группы. “Каждому по потребностям, от каждого по способностям”. У таких людей жизнь строится вокруг друзей, чьи нужды они восполняют. Чувство защищённости обретается в служении близким по духу людям и  осознании своего авторитета у них. Чаще всего номинальный “марксист” не верит в учение Маркса, но считает, что важно иметь постоянную работу и преданных друзей в жизни. Как в популярной песне “Битлз”: “Друзья помогают, и всё как будто нормально”. Значимость индивида основана на чувстве принадлежности к социальной группе, поэтому такого человека можно назвать “социалистом” с маленькой буквы. Этим людям тоже интересен и важен пиар, но не ради материальной выгоды. Они разделяют точку зрения, выраженную в другой песне “Битлз” – “За деньги любовь не купить”.

MTV

Под мировоззрением МТV я подразумеваю жизнь ради новых  ощущений и впечатлений: эмоциональных, сексуальных, гастрономических, физических. Для такого человека слово “безопасность” – из чужого словаря. Именно к такому стилю жизни сначала обратился Чарльз Райдер из “Возвращения в Брайдсхед”, оказавшись среди состоятельного и развращённого аристократического оксфордского общества 20-х годов. Именно такой образ жизни доводит одного из друзей героя до смерти от алкоголя в трущобах Марокко, а других приводит в объятия лондонских проституток. Конечно, есть очень много поклонников МТV, которые никогда не дойдут до подобных крайностей, хотя всегда будут стремиться к острым ощущениям, привлечённые чувством опасности, таящемся в исследовании границ гедонистической Аркадии. Номинальный МТVшник своё существование распаляет ожиданием будущего, ещё более захватывающего удовольствия, которое ждёт его где-то там, вдалеке. Робкий, мечтательный МТVшник может годами жить виртуальными переживаниями, почерпнутыми из телевизионных сериалов вроде “Остаться в живых” и “Клан Сопрано”.

Интересно, что все три типа мировоззрения предоставляют рядовому сотруднику фирмы достаточно мотивации, чтобы тянуть лямку от зарплаты до зарплаты. Два из них даже поощряют человека к тому, чтобы выйти из собственной зоны комфорта и заботиться в меру сил о нуждах окружающих или, по крайней мере, создавать видимость.

Как бы мы сами ни относились к описанным выше мировоззрениям, можно с довольно большой степенью  уверенности утверждать, что ни один из них не станет окончательным ответом на поиски Чарльза Райдера из “Возвращения в Брайдсхед”. В конце жизни Райдер высказывает своему коллеге замечательную по своей искренности и трагичности мысль:

“Не знаю, я так ничего и не построил, отказался от права воспитывать сына. Я бездомный, бездетный, никого не любящий человек средних лет”. Он взглянул на меня, думая, что я шучу, решил, что это шутка, и засмеялся”.

Ивлин Во показывает, как Райдер не смог найти прибежища даже в последнем приюте мировоззрения – семейных ценностях. Отсюда моё четвёртое “М” – мама.

Мамины идеалы

Многие из нас надеются обрести смысл и жизненную мотивацию в любви родителей и семьи. Вот почему так уродуют душу человека, разрушают её разводы (иногда вполне хватает даже эмоционального развода при видимой целостности семьи), возведённые стены между детьми и родителями. Эта современная тенденция катастрофически сказывается не только на отдельных людях, но и на экономике страны в целом. Статистически самый распространённый фактор бедности в современной экономике – это развод. Даже среди состоятельных людей, которых развод не отбрасывает за черту бедности, главной причиной психологической депрессии являются разбитые семьи. Алкоголизм, наркомания, карьерный крах следуют за эмоциональной трагедией разбитой семьи.

Обычно мы не выбираем своё “М”, большинство молодых людей просто, как на лыжах с горы, скатываются в тот или иной образ жизни. Я верю, что для контроля над собственным образом жизни и защиты от инфекции образа жизни нам необходимо анализировать глубинные мировоззренческие решения.

Практические вопросы, связанные с мировоззрением

Но каким образом можно выбирать мировоззрение? Хочу рассмотреть данный вопрос в нескольких сферах, предложенных антропологами, психологами и социологами, досконально изучившими предмет.

Исследователи говорят о нескольких фундаментальных мировоззренческих позициях, влияющих на результат работы. Расскажу о четырёх основных позициях. Во-первых, фатализм. Фатализм – это уверенность в предопределённости событий в жизни человека и невозможности их изменить. Или, если говорить о более схематичном выражении концепции, человеку не стоит сопротивляться естественному ходу событий, это только усугубит страдания. Томас Роберто Филол уделил этому особое внимание в  работе “Социальные факторы экономического развития”. Одним из основных препятствий экономического развития в Аргентине стала вера граждан во внешнюю обусловленность характера человека и невозможность самосовершенствования через, например, “работу, предпринимательство, материальные достижения”.

Возникает тенденция приписывать социальную значимость происхождению, а не достижениям человека. Фаталист редко воспринимает всерьёз успешных людей и больше говорит о сопутствующей им удаче, а потому фаталист скорее отнесёт деньги в казино, чем инвестирует их.

Во-вторых, концепция “ограниченного блага” или “экономики с нулевой суммой”. Джордж Фостер, антрополог и автор знаменитого эссе, написанного в 1967 году, показал, что для некоторых людей вселенная “является местом, где всё самое желанное для человека, а именно земля, богатство, здоровье, дружба, любовь, мужественность, честь, уважение, статус, власть и влияние, чувство защищённости и безопасности, – существует в ограниченном количестве и уже почти израсходовано”. Если это так, пусть даже частично, тогда член социальной группы может добиться успеха только за счёт кого-то другого. Поэтому стать первым – это грех, за который нужно платить высокую цену, тут нет места для радости. С этой точки зрения, благосостояние нельзя создать, его можно поделить и распределить между нуждающимися. На самом деле, в сочетании с фатализмом, такой подход становится удобной защитой. Богатство своё я приобрёл не за счёт эгоистичных устремлений, мне просто повезло. Короче говоря, игра в казино может чудесным образом увеличить состояние или, по крайней мере, перераспределить его. В фольклоре множество историй о чудесных сокровищах и волшебном пере жар-птицы, приносящих удачу людям, которые всю жизнь лежат на печи и даже не пытаются работать и строить судьбу своими руками.

Третий элемент мировоззрения, необходимый для достижения успеха в любой современной экономической системе, касается способности к переменам и обновлению. Известный экономист Иосиф Шумпетер считал, что предпринимательские инновации базируются на нескольких основных факторах. Новатор должен обладать способностью убеждать окружающих внедрять новые методы. Более того, новатору необходимо иметь внутреннюю силу, чтобы бросать вызов всему традиционному. Чисто технические навыки – это лишь часть вопроса. Конечно, важно знать, какие именно инновации нужно внедрять, но сам лидер должен обладать внутренней способностью идти на риск ради реформаций. Перемены всегда рискованны. Лезвие всегда срезает самую высокую траву.

До сих пор я говорил только о тех элементах мировоззрения, которые способствуют индивидуализму и личному продвижению. И хотя индивидуальное совершенство важно, исследователи также указывают на другой важный аспект экономического успеха. Способность вызывать доверие и работать в сотрудничестве ради достижения общей цели. Лоуренс Харрисон написал книгу “Кто процветает?”, в которой он детально исследовал различные системы ценностей, принятые в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, особенно в Тайване и Корее. На первом месте в его списке оказалось чувство преданности, важный аспект конфуцианской версии Золотого правила: поступать с окружающими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Конечно, Золотое правило практически универсально для всех этических систем мира. Но Харрисон обнаружил, что там, где детей не просто знакомят с этим правилом, но учат жить в соответствии с ним, бизнес и общество процветают. Другие исследователи определили, что во многих обществах данное правило действует лишь внутри закрытого круга друзей или коллег, а за его пределами наблюдается враждебность. Роберт Путнам, например, доказал, что такое “племенное” мышление способствовало расцвету мафии на юге Италии.

Четыре ключевых элемента, оказывающих существенное влияние на мировоззренческие позиции, можно выразить вопросами: (1) Решили ли вы отказаться от философии фатализма и везения? (2) Решили ли вы отказаться от подхода “нулевой суммы”? (3)Готовы ли вы рисковать ради перемен? (4) Готовы ли вы сделать выбор в пользу Золотого правила?

Ответив утвердительно на все эти вопросы, вы значительно повысите собственные шансы материального успеха и возможность взаимодействовать с коллегами. Конечно, есть много всяких “за” и “против” в случае с данными позициями. Но в конечном итоге все четыре вопроса имеют отношение к нашему пониманию устройства мира и собственного места в нём. Нравится это или нет, но нам рано или поздно приходится задавать себе и друг другу подобные метафизические вопросы. Итак, два последних вопроса о мировоззрении, которые помогут вам ответить на уже приведённые мною вопросы.

Метафизические основания мировоззрения

Управляется ли Вселенная лишь безличными силами, никак в вас не заинтересованными?

Если Вселенная управляется лишь безличными силами, то нет никаких оснований верить в её благие намерения относительно нас. Такое убеждение, естественно, отменяет актуальность всех “правильных” ответов на поставленные выше вопросы. Если же Вселенной управляет разумная личность, находящаяся, по определению, за пределами времени и материи, тогда могут существовать серьёзные основания не просто для выбора “успешных” ответов на заданные вопросы, но также основание верить в связь успеха с глубочайшей реальностью природы. В пользу принятия такой точки зрения можно привести множество доводов. За последние десятилетия всё больше учёных по всему миру, работающих в области философии, социальных и естественных наук, пришло к убеждению в истинности именно этого подхода, отказавшись от поверхностных атеистических философских позиций, популярных в середине прошлого века.

Решение искать истину в данном вопросе непосредственно связано со стремлением к успеху в жизни в целом и в карьере в частности. Связь ясно прослеживается в социологических исследованиях. И она относится ко всем четырём мировоззренче-ским позициям, обозначенным мною. Согласно одному исследованию, верующие, сознательно отвергавшие понятия судьбы и везения, оказывались в категории самых высокооплачиваемых сотрудников. Они верили в Бога как в любящего Отца, который хочет, чтобы дети доверяли Ему и не боялись рисковать ради будущего, при этом использовали собственное благосостояние для помощи ближнему.

Мораль ясна: успех на рабочем месте и в жизни в целом предполагает  искреннее желание найти истину о Творце, заложившем смысл и нравственность во Вселенную.

Второй, не менее важный момент: задавайтесь вопросом, есть ли основания верить, что Создатель Вселенной смотрит одобрительно на вас и вашу жизнь?

Если так, то на приведённые выше четыре вопроса можно ответить утвердительно. Почти все религиозные учения требуют серьёзных изменений в поведении, дабы заработать благословение. Даже самые лучшие люди, такие, как Махатма Ганди и мать Тереза, писали, что их эгоизм не заслуживает никакого снисхождения. Любящие ближнего слишком хорошо осознают собственное несовершенство, нежелание обращать внимание на зло, совершенное против окружающих. Поэтому настоятельно рекомендую не просто искать основания для разумной веры, но прежде всего стремиться решить проблемы, связанные с нашим эгоизмом и чувством вины. Из всех знакомых мне философских и религиозных трудов лучше всего на этот вопрос отвечает Новый Завет, где  Иисус объясняет, как можно испытать любовь Божью, которая освобождает нас от собст-венного эгоизма и “закона смерти”. Для Него важным моментом было наше лицемерие. Важно признать неспособность заслужить Божью любовь собственными усилиями, дабы получить прощение. Сначала нужно осознать свой грех и бунт против Бога. В этом суть мировоззренческой революции Иисуса. Согласившись с этим, мы можем быть уверены в Божьей благодати. В свою очередь, здесь самое верное основание для мировоззренческих позиций, необходимых для жизни с вечным смыслом и временным успехом. Нет никакой гарантии, что, приняв Божье прощение, человек станет богатым, но мировоззрение, основанное на реальности Божьей любви, – это мировоззрение, которое освободит вас от вредного влияния Макиавелли, Маркса, МТV и даже разбитой семьи, так распространённых в нашем мире. Иисус ясно говорит: тот, кто верен в малом, получит большее. Успех, с точки зрения Иисуса, лишь способ помочь ближнему. Интересно, что поменяв таким образом своё мировоззрение, человек становится свободным в своих стремлениях к успеху и в то же время не боится неудач. Как написано в Новом Завете, «совершенная любовь изгоняет страх».

«Et in Arcadia Ego” – “даже в раю я есть”. Читатель сталкивается с этой фразой из “Возвращения в Брайдсхед” в общежитии Райдера в Оксфорде. Слова написаны на человеческом черепе, помещённом в вазу с лепестками роз.

Стоит искать ответы на серьёзные вопросы уверенно, ибо они дадут вам свободу обрести то, что хочет видеть в вас любящий Бог.

Рик Шнайдер

В 1982 году Рик с отличием окончил Гарвард, факультет “Славянские языки и литература”. Рик был вице-президентом международного подразделения компании ТеchCare Systems, Inc. В 1983 году семья Шнайдер переехала в Москву, где Рик стал вице-президентом Института Технических исследований и директором Christian Embassy Int’l. В 2002 году защитил диссертацию по российской политической социологии в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). В настоящее время он преподает в институте Ривенделл Йельского Университета и читает лекции в МГИМО. Активно сотрудничает с "Крышей".

Собственный путь
Каждый из нас выбрал свой собственный путь – жизнь без Бога МЫ ВСЕ СДЕЛАЛИ ЭТОТ ВЫБОР Каждый из нас предпочел жить по своим законам и правилам вместо того, чтобы подчиниться воле Бога. Это своеволие выражается в активном неповиновении Богу или просто...
Читать далее

© 2011, МРОЕХ «Новая жизнь» | Москва, ул. Наметкина 15 | Тел. +7 (495) 719-7779