Клайв Льюис писал в своем романе «Великий развод»: «В этом мире есть лишь две категории людей. Те, кто говорят Богу: “Да свершится воля Твоя”. И те, кому говорит Бог: “Да свершится воля твоя”». Казалось бы, когда дело касается веры, действительно, все вроде бы должно быть предельно просто. Есть те, кто верит в Бога и те, кто нет. В своем письме к Коринфской церкви Павел называет первую группу людей «духовными», потому что в них обитает Дух Святой, а вторую «душевными» (по версии Синодального перевода), то есть людьми, в которых нет Святого Духа. Уже в этом простом определении мы видим, насколько сильно разнится определение духовности у Апостола Павла с современным пониманием этого термина.
Сегодня мы воспринимаем духовность скорее как нечто таинственное и необъяснимое. Нам сложно вдаваться в детали различных учений и религий, а потому духовный человек для нас – прежде всего тот, кто обладает некой открытостью к необъяснимому и чувствительностью к непонятному. Это персонаж, который может глубокомысленно процитировать, скажем, персидского средневекового поэта и мистика Джалаладдина Руми, сказав: «Когда делаешь что-то от души, то чувствуешь, как река переполняет твое сердце, как радость захлестывает его» и тут же истолковать эту цитату, корнями уходящую в исламский суфизм с точки зрения дзен-буддизма. В этом смысле современный духовный человек – это своего рода бармен, смешивающий богословие противоречащих друг другу религий и философию соперничающих мыслителей. Он соединяет искусство и популярную культуру, сохраняя при этом здоровую дозу оптимизма с оттенками детской наивности. Получившийся коктейль выглядит весьма привлекательно, при должном навыке пьется легко, но оставляет редкостное послевкусие и буквально убивает похмельем. Такая духовность лишь осложняет жизнь.
Как ни странно, нечто похожее и происходило в Коринфе. Фундаментальная проблема Коринфской церкви заключалась в том, что они считали, что уже воскресли, но духовно. Их духовная жизнь не оказывала никакого влияния на их физическую жизнь. Другими словами, коринфяне изобрели третью категорию людей - «верующие, которые ведут себя, как неверующие». Павел называет их «плотскими» (Синодальный перевод). Например, это проявлялось в том, что церковь была раздираема политическими играми. Люди в общине постоянно ругались друг с другом из-за того, кто за каким лидером следовал. В результате они до бесконечности усложняли себе жизнь.
Проблема того, что у нас один набор ценностей в воскресенье и совсем другой – в течение недели, преследует нас и по сей день. Павел понимал духовность как нечто весьма конкретное. В его понимании духовный человек характеризуется тремя вещами. (1) Прежде всего это верующий человек. А Библия говорит, что в момент покаяния в жизнь такого человека входит Дух Святой, который дарит новую жизнь и становится залогом будущего в раю. (2) Как следствие, такой человек стремится подчинить свою жизни воле Своего Спасителя и делает это не из чувства страха наказания, а из чувства благодарности за обретенный рай. (3) В третьих, его духовная жизнь отличается постоянством. Он стремится жить в соответствии с ценностями своей веры не один день в неделю, когда он приходит в церковь, а на протяжении всего времени, и его вера оказывает влияние абсолютно на все сферы его жизнедеятельности. Красивая простая жизнь духовна по своей природе и эта духовность требует постоянства.
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПЕРВОЙ ЧАСТИ СЕРИИ.
7 ноября 1948 года во время встречи Восточной ассоциации писателей фантастов, отвечая на вопросы из зала, один из ее представителей Рон Хаббард сказал: «На фантастике не разбогатеешь. Заработать можно только на религии». К тому моменту Хаббард уже год работал над книгой по дианетике – придуманной им философии, призванной помочь человеку реализовать свой потенциал. В качестве своей основной аудитории он выбрал актеров и актрис Голливуда, людей богемы, богатых и чрезвычайно влиятельных. 9 мая 1950 года Хаббард заканчивает работу по дианетике и издает книгу, посвященную этой дисциплине. Обучение новой методике проходит в виде дорогостоящих семинаров по всей стране. Через два года на свет появляется сайентология – новая религия, придуманная Хаббардом. В том же году он скажет: «Единственный способ контролировать людей – это врать им. Можете записать это заглавными буквами в своих блокнотах. Единственный способ контролировать кого-либо – это врать им». И несмотря на это, сайентология достаточно быстро распространяется по свету. В чем же успех этой религии, если ее создатель столь откровенно рассказывал о своих целях и средствах.
Хаббард смешал привлекательность звезд Голливуда с обещаниями решить практически любые проблемы (повысить интеллект, разрешить духовный кризис, исцелить от болезней и многое другое), приправил все соусом из историй удивительного успеха, которого достигли последователи этого учения и продал готовое блюдо за большие деньги. По сути, он просто сыграл на том, насколько люди падки на такие слова как «статус» и «успех», на все то, что можно охарактеризовать духом нашего времени или мирской мудростью, если хотите.
Почти за две тысячи лет до Хаббарда Апостол Павел столкнулся с тем, что в одном из городов, где он основал новую общину верующих, люди приняли благую весть Христа за некое послание житейской мудрости, которое призвано озолотить их. Именно поэтому, начиная свое письмо этой церкви, Павел пытается их вразумить, напоминая им, что Евангелие весьма далеко от истории успеха – это повесть о нищем и бездомном учителе, который называл себя Богом, за что и погиб на кресте. Эта история была бы полной глупостью в глазах мира, если бы только не была правдой, и учитель не оказался на самом деле Богом. Только в этом случае она могла бы действительно кардинально изменить жизни людей, ведь тогда бы они обрели прощение всех своих грехов. Красивая простая жизнь должна быть духовной по своей природе. А для этого необходимо научиться отличать мирскую мудрость от небесной.
Виктор Пелевин весьма иронично описывает духовность русского быта в своем романе «Emprie “V”»:
«Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты. «Бездуховность» — это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т. е. беспонтовее) младшего менеджера.
Наверняка большинство людей не согласны с этим утверждением, но проблема как раз в том, что мы настолько плохо себе представляем, что такое духовность, что не сразу даже можем сообразить, как бы ее описать. Мы просто понимаем, что это не «понты». Но так ли это?
Задумайтесь на мгновение об антураже, каковым мы обычно окружаем это слово, и вы вдруг обнаружите в нем таинство, особые религиозные практики (пост или молитва), специфический приглушенный свет и какое-нибудь особое место (храм или вершина скалы, не суть важно). Только представив себе привычных спутников «духовности», осознаешь, что ты вновь вернулся к «понтам».
В понимании же Павла все было намного проще. Во второй главе своего письма Коринфянам он специально заимствует все эти термины, чтобы продемонстрировать, что духовная мудрость на самом деле не является тайным знанием или особой религиозной практикой. Она сводится к простому доверию Святому Духу, который входит в жизнь всех верующих в момент покаяния. Именно эта тесная связь и позволяет нам увидеть в жизни те самые плоды Духа Святого, о которых говорил Христос своим ученикам (см. Евангелие от Иоанна 15:1-17), и о которых ранее в другом своем письме писал Павел (см. Галатам 5:22, 23).
Представьте себе ситуацию, когда вы приезжаете к вашим близким друзьям на пикник на дачу и вдруг становитесь невольным свидетелем того, что вся семья переругалась из-за того, какой из рабочих, ремонтирующих их дом, им нравится больше. Более того, они не просто симпатизируют разным рабочим, но воспринимают их как лидеров, за которыми нужно следовать и ловят буквально каждое их слово.
Подобная картина кажется настолько абсурдной, что в такой сценарий трудно поверить. Любой из нас, читая эти строки, может подумать, что такого никогда не происходило с нами. Но в то же самое время все мы знаем близких, знакомых или друзей, в чьей жизни случались и более курьезные случаи. Связано это не с тем, что мы каким-то образом умудрились выработать иммунитет к подобного рода ляпам, а с тем, что мы просто не замечаем, когда это происходит в нашей жизни. Павел использует образ «полевых работ», чтобы показать комичность того, что Коринфяне гордились тем, за каким именно лидером они следуют. Ведь это и правда равносильно семье, которая переругалась на даче из-за того, за кем из «колхозников /трактористов» кто в семье следует. Павел, как и Аполлос – это всего лишь «батрак /слуга». Но для того, чтобы показать это Коринфянам, Павлу нужно было посмотреть на их ситуацию со стороны.
В первых девяти стихах 3-й главы мы видим, что для того, чтобы жизнь отличалась духовностью и постоянством, нам необходимо смотреть на себя со стороны. Это нужно для того, чтобы (1) верно оценить себя, (2) вспомнить основы и (3) внимательнее изучить авторитеты в нашей жизни.
СКАЧАТЬ POWERPOINT ПРЕЗЕНТАЦИЮ К БЕСЕДЕ.
Нам всем очень хорошо знакома сказка о трех поросятах и их домиках. «Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена были у них похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф...». С наступлением зимы и холодов решили братья задуматься о жилище. Первым об этом задумался Нуф-Нуф и первым, приступив к строительству, смог возвести прочный и теплый каменный дом. Ниф-Ниф же и Наф-Наф еще долго веселились, пока, наконец, первый из них не построил себе за день дом из соломы, а второй – из веток и прутьев. Конец этих двух домиков был плачевным при первом же столкновении с серым волком, а вот домик Нуф-Нуфа устоял. Мораль проста – чрезвычайно важно уделять внимание тому, кто и как строит свою жизнь. Именно из-за простоты мы часто игнорируем этот принцип.
Эта старая английская сказка, как ни странно, берет свои корни в Священном Писании, в 1-м Послании Коринфянам, где Павел пишет как раз о том, что чрезвычайно важно уделять внимание тому, кто и как строит свою жизнь. В частности, Павел пишет, что очень важно (1) строить дом на фундаменте, а не рядом с ним; (2) дом красивой простой жизни оценивается годами, а не днями и (3) наконец, в этом доме мы живем не одни, с нами в нем обитает Творец. Красивая простая жизнь строится на фундаменте, а не рядом с ним. Такая жизнь выстраивается на наших отношениях со Христом.
СКАЧАТЬ POWERPOINT ПРЕЗЕНТАЦИЮ К БЕСЕДЕ.
Есть чрезвычайно красивые, удивительно атлетические и совершенно необъективные виды спорта. Конечно же, в любом состязании есть рефери, которые могут повлиять на исход матча. Но все же в большинстве противостояний влияний судей ограничено. Но если посмотреть на фигурное катание или танцы на льду, то создается впечатление, что судьба золотых медалей зависит не только и не столько даже от того, что происходит на арене, сколько от интриг и закулисных игр, разворачивающихся вокруг судейского столика.
Это стало особенно ярко видно на Олимпийских играх 2002 года, Борьбу за победу вели Елена Бережная — Антон Сихарулидзе (Россия, лидировали после исполнения короткой программы) и Жами Сале — Давид Пеллетье (Канада). Бережная — Сихарулидзе, обладающие высочайшим уровнем качества исполнения всех элементов, выступили первыми и допустили единственную незначительную ошибку: на приземлении с двойного акселя партнер вместо выезда сделал шаг (оступился, step-out), канадская пара выполнила все элементы без грубых ошибок, но допустила падение в короткой программе. Уровень мастерства и художественное представление программ обеих пар, принадлежащих к очень отличающимся друг от друга российской (советской) и канадской школам, можно оценивать по-разному. Судьи были поставлены в сложное положение и, как часто бывало в истории фигурного катания, их мнения разошлись, но золотую медаль отдали российской паре. Однако это вызвало шквал негодования в прессе, и в результате невиданного давления было принято беспрецедентное решение, и второй комплект золотых медалей был вручен канадской паре.
Как ни странно, но мы тоже зачастую превращаем свою жизнь в одну сплошную «произвольную программу», с нетерпением ожидая оценки мириады судей, которыми мы себя окружили. Во второй половине четвертой главы Апостол Павел напоминает Коринфской церкви, что красивой и простой жизнь будет только тогда, когда у нее будет лишь один Судья.
СКАЧАТЬ POWERPOINT ПРЕЗЕНТАЦИЮ К БЕСЕДЕ.
На протяжении всей своей карьеры баскетболист Чарльз Баркли часто повторял, что спортсмены не должны быть примером для подражания подрастающего поколения: «Я считаю, что средства массовой информации заставляют спортсменов быть примерами для подражания из-за зависти. Они видят, как молодые чернокожие спортсмены зарабатывают себе на жизнь игрой, получают баснословнее гонорары и им хочется усложнить жизнь ребятам. А в результате они ставят перед детьми непосильные задачи, потому что не все могут делать то, что делаем мы. Дети не могут подражать Майклу Джордану». В 1993 года Баркли даже выпустил рекламный ролик, основным посылом которого была фраза «Я не пример для подражания».
Забавно, что, с одной стороны, мы ожидаем от спортсменов, звезд кино или эстрады, что они будут хорошим примером для подражания. С другой стороны, не удивляемся, когда они нас разочаровывают. Но самое забавное, что не многие из нас готовы сказать: «Берите пример с меня!». Мы, скорее, скажем, «поступайте, как я говорю, а не как я живу». Возможно, это связано с тем, что мы ожидаем, что пример для подражания должен быть совершенным. Апостол Павел был далек от безгрешного человека, он прекрасно понимал всю полноту своего несовершенства и все же он призывал Коринфскую церковь брать с него пример, потому что он сам брал пример с Христа.
Если вы разделяете ценности нашего движения, и хотели бы поддержать нас материально, вы можете это сделать, переведя деньги на наш счет в Сбербанке:
Вы также можете перевести средства на Яндекс.деньги. Номер нашего кошелька: 410011003732003
|
© 2011, МРОЕХ «Новая жизнь» | Москва, ул. Наметкина 15 | Тел. +7 (495) 719-7779