Блог | / |
Что является фундаментом нашей морали и нравственности? Вопрос кажется несколько странным, настолько нормы поведения стали неотъемлемой частью нашей жизни. На протяжении веков люди считали, что объективным источником этических постулатов являются религиозные убеждения – наша вера диктует нам, как поступать в тех или иных поступках, именно наши религиозные воззрения говорят нам, что «такое хорошо, а что такое плохо». Однако в таком случае возникает вопрос, сформулированный еще Платоном в своих Диалогах. Евтифрон в разговоре с Сократом предлагает следующее определение благочестия: «благочестиво то, что угодно богам, нечестиво же то, что им неугодно».
Сократ резонно возражает, напоминая Евтифрону, что часто боги не согласны друг с другом, и Евтифрон вносит поправки в свое определение: «благочестие – это то, что любимо всеми богами». И вот в этот момент Сократ формулирует вопрос, который со временем будет известен как Евтифронова дилемма: «Но подумай вот о чем: благочестивое любимо богами потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?». Другими словами, либо мораль независима от богов, либо она является их прихотью, и боги могут пожелать сделать благим все, что угодно, от требования носить постоянно двухметровые колпаки на голове, до человеческих жертвоприношений. Добро либо полностью зависит от каприза богов, либо никак не связано с ними.
В настоящий момент именно Евтифронова дилемма стала основой для формулировки морали и этики для тех, кто не верит в бога – моральный нигилизм, пропагандировавшийся Ницше и Сартом, более непопулярен, нравственные постулаты могут быть объективными и независящими от религиозных убеждений. Но дилемма, которую предлагает Сократ Евтифрону, имеет еще одно решение – благо является таковым не просто потому, что Бог называл его благом, но потому, что Он сам благ, добро сокрыто в Его естестве, в Его сущности, для него было бы противоестественно желать зла. А значит, мы возвращаемся к фундаментальной проблеме – либо Бог есть, и тогда существуют моральные абсолюты, либо Его нет, и тогда любая этика – всего лишь каприз и предпочтения какой-то социальной группы. Бессмысленно говорить о характере в отрыве от веры, потому что добро определяется Божьей волей.
|
© 2011, МРОЕХ «Новая жизнь» | Москва, ул. Наметкина 15 | Тел. +7 (495) 719-7779