«Крыша». Христианское движение бизнесменов и молодых специалистов
 Главная Не просто Что такое «Крыша»? Мероприятия Материалы Блог 
Блог/Боже, ты есть?
Книга «Боже, ты есть?»

Боже, ты есть?

12.11.2014
Пять доказательств существования Бога и три ответа на вопрос, почему это так важно.

Боже, ты есть?

Уважаемые читатели! Позвольте мне порекомендовать вам очередную брошюру из серии «Насущные вопросы», которая издается «Международным служением Рави Захариаса». Авторами наших брошюр, написанных в доступной, увлекательной манере, стали многие уважаемые ученые и выдающиеся мыслители.

В первую очередь серия призвана разрешить сомнения тех, кто ищет ответы на вопросы об истинности христианского учения и вере в Бога. Кроме того, наши брошюры принесут пользу и христианам, научив их представлять и защищать свою веру в условиях сложившегося сегодня «рынка идей». 

Уверен, что эти публикации не разочаруют читателей, искренне стремящихся получить понятные и убедительные ответы на свои жизненно важные вопросы и разобраться в окружающем нас культурном хаосе.

Рави К. Захариас

ПРЕДИСЛОВИЕ

По меткому замечанию Джеймса Коллинза, западная философия отягощена бременем Бога.[i] На протяжении всей истории этой науки, от Древней Греции до начала третьего тысячелетия нашей эры, от Платона до Плантинги, величайшие мыслители человечества пытались ответить на вопрос о Боге. Существует ли трансцендентная личность, сотворившая вселенную и являющаяся источником нравственности?

К несчастью, современные западные университеты уходят все дальше от классического гуманитарного образования, и поэтому студентам не хватает ни информации, ни практических навыков, необходимых для поиска ответа на этот вопрос. Вместо того чтобы серьезно поразмыслить над ним, они зачастую довольствуются тем, что принимают на веру упрощенные ответы и светские предрассудки своих преподавателей. Вот как описывает сложившуюся ситуацию один из моих коллег:

«Я преподаю «принципы критического анализа в мышлении, письменной речи и чтении» на кафедре риторики и письменной речи в университете. По долгу службы мне приходится читать тысячи студенческих работ, посвященных происхождению жизни, философии человека, релятивизму и т.д. Подавляющее большинство студентов рассказывают о «расширяющих кругозор» курсах, на которых они научились «критически» мыслить (т.е. отрицать существование Бога или традиционной морали) и которые привили им агностицизм или атеизм. Самое смешное, что все эти рассказы очень похожи, и если копнуть поглубже, то выясняется, что лишь немногие студенты могут обосновать свою вновь обретенную веру в… ничто. Они довольствовались тем, что доверились своему обаятельному преподавателю биологии (антропологии, философии, политологии), который «доказал», что Бога нет, используя ничтожнейшие аргументы вроде «Это же очевидно…».[ii]

Из своих бесед со студентами я вынес впечатление, что большинство из них не способно четко обосновать свои представления о Боге. Сказанное относится не только к неверующим, но и к студентам-христианам, которые зачастую не могут высказать ни одного разумного аргумента в поддержу своей веры.

 

ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО: ТРИ ОТВЕТА

Возможно, одна из причин нашей неспособности обосновать свои представления о Боге состоит в том, что люди не придают этому значения. Однако те, кто попросту пожимают плечами и говорят: «Какая разница, существует Бог или нет?» - лишь демонстрируют этим, что они никогда серьезно не задумывались над своим вопросом. Даже философы-атеисты, такие как Жан Поль Сартр и Альберт Камю (которые как раз задумывались об этом, и задумывались весьма серьезно), признавали, что ответ на вопрос о существовании Бога имеет огромное значение для человека. Рассмотрим лишь три из множества причин того, почему это так важно.

1. Если Бога не существует, жизнь, в конечном итоге, лишается всякого смысла. Если вы обречены на вечную смерть, вечное небытие, то совсем не важно, как вы проживаете жизнь. В конечном счете, не имеет значения, жили ли вы вообще или нет. Конечно, ваша жизнь может иметь относительную ценность - благодаря вашему воздействию на других людей или на ход истории. Но, в конце концов, человечество обречено на гибель в горниле вселенной. В конце концов, не имеет значения, кто вы и чем занимаетесь. Не имеет значения сама ваша жизнь.

Конечно, можно привнести в нее смысл, изобретая различные искусственные задачи и цели, чтобы чем-то занять себя до момента смерти. Так мы обретаем субъективное ощущение смысла жизни (думается, что без такого субъективного ощущения жизнь была бы невыносимой). Но в конечном итоге эти задачи и цели сами по себе не имеют значения и поэтому не могут стать для нас источником смысла. Наша жизнь лишена объективного смысла, и поэтому, по большому счету, не важно, удалось ли нам исполнить наши мелкие замыслы или нет. Они дают нам иллюзию того, что наше существование имеет смысл, но не влияют на нашу конечную судьбу, как попытки перемещать с места на место палубные шезлонги не влияли на судьбу тонущего «Титаника».

Таким образом, труд ученого, пополняющий багаж знаний человечества, исследования врача, направленные на облегчение боли и страданий, усилия дипломата, обеспечивающие мир на планете, и все жертвы, на которые идут порядочные люди во всем мире, чтобы облегчить участь человеческой расы, в конечном итоге, напрасны. Иными словами, если правы атеисты, то жизнь лишается смысла.

2. Если Бога не существует, то в нашей жизни не остается места для надежды. Если нет Бога, то нет и смысла надеяться на избавление от недостатков нашего бренного бытия. 

Например, нет надежды на избавление от зла. Хотя многие спрашивают, как Бог мог создать мир, в котором так много зла, подавляющее большинство всех страданий на земле - это результат бесчеловечного отношения друг к другу самих людей. Ужасы двух мировых войн положили конец наивному оптимизму 19 века, верившего в прогресс человечества. Если Бога нет, значит, мы заперты без всякой надежды в мире, полном незаслуженного и неискупленного страдания, и на избавление от этого зла можно не рассчитывать.

Кроме того, если Бога не существует, не остается надежды на спасение от старости, болезней, смерти. Хотя сейчас это, возможно, трудно вообразить, факт остается фактом: если только вы не умрете молодым, то когда-нибудь вы - да-да, именно вы, - превратитесь в старика и начнете безнадежную битву с возрастом, в которой вы обречены на поражение перед лицом неизбежного ухудшения здоровья, болезней, дряхлости. В конце концов, вы обязательно умрете. После смерти нет жизни. Таким образом, атеизм - это философия без надежды.

Философ-атеист Бертран Рассел весьма красноречиво выразил безнадежность и отчаяние, неизбежно сопутствующие атеизму:

«Человек представляет собой следствие причин, не имевших ни малейшего представления о конечном результате; его происхождение, его развитие, его страхи и надежды, - это всего лишь результат случайного совпадения атомов; все усилия человечества в веках, вся преданность, все вдохновение, все яркое величие человеческого гения обречены на гибель вместе со всей солнечной системой; весь храм человеческих достижений будет погребен под обломками - все это мы можем утверждать практически наверняка, и поэтому ни одна отвергающая эти постулаты философия долго не просуществует. Отныне существование души может быть построено только в рамках этих истин, только на прочном фундаменте непоколебимого отчаяния».[iii]

3. С другой стороны, если Бог все же существует, мы получаем не только смысл жизни и надежду на лучшее будущее, но и возможность узнать Бога и его любовь непосредственно. Задумайтесь об этом! Бесконечный Бог любит вас и хочет стать вашим другом! Эта идея кажется настолько прекрасной, что ее едва можно выразить словами. Трудно вообразить что-либо более возвышенное в человеческой жизни. Таким образом, если Бог существует, этот факт не только имеет огромное значение в масштабах всего человечества, но и может изменить жизнь каждого человека в отдельности, вашу жизнь.

Признаем, что сказанное выше не доказывает факт существования Бога. Однако мы убеждаемся, что сам вопрос о существовании Бога крайне важен. И, конечно, если Бог сотворил нас для общения с ним, то едва ли стоит ли удивляться, что мы так стремимся к целям и смыслу в жизни. Поэтому мы вполне можем согласиться с гениальным французским математиком Блезом Паскалем, который утверждал, что даже если бы за и против существования Бога было равное количество доводов, разумнее было бы поверить в существование Бога. Иными словами, при равенстве доказательств, кажется совершенно  нерациональным предпочесть смерть, отчаяние и отсутствие смысла таким понятиям, как жизнь, надежда и смысл. Следовательно, на мой взгляд, можно говорить о так называемой презумпции теизма: факт существования Бога следует считать истинным, пока не доказано обратное.

 

[i] James Collins, God in Modern Philosophy (Chicago: Henry Regnery, 1959).

[ii] Из частной беседы.

[iii] Bertrand Russell, Selected Papers of Bertrand Russell (New York: Random House, 1927), p. 3.

ОБ АВТОРЕ:

Уильям Лейн Крейг получил степень доктора философии в Бирмингемском университете и степень доктора богословия в Мюнхенском университете. Известный лектор и частый участник философских дебатов, Уильям Крейг опубликовал множество статей в таких известных журналах, как «Джорнал ов философи», «Философи»,  «Философикал стадиз», «Бритиш джорнал фор зе философи ов сайенс», «Остралэйжиан джорнал ов философи», «Интернэшенел стадиз ин зе философи ов сайенс» и «Нью тестамент стадиз». Он автор множества книг, в том числе «Космологический аргумент от Платона до Лейбница» (Cosmological Argument from Plato to Leibniz, Macmillan), «Сын восходит» (The Son Rises, Moody Press), «Божественное предвидение и человеческая свобода» (Divine Foreknowledge and Human Freedom, E.J. Brill), «Единственный мудрый Бог» (The Only Wise God, Baker), «Теизм, атеизм и космология 'большого взрыва'» (Theism, Atheism, and Big Bang Cosmology, Clarendon Press), «Разумная вера» (Reasonable Faith, Crossway Books). Уильям Крейг занимает должность профессора-исследователя в области философии в Школе богословия имени Тэлбота и приглашенного лектора в «Международном служении Рави Захариаса» в городе Норкросс, штат Джорджия. Он живет в Атланте со своей супругой, Джен, и двумя детьми, дочерью Черити и сыном Джоном.

Собственный путь
Каждый из нас выбрал свой собственный путь – жизнь без Бога МЫ ВСЕ СДЕЛАЛИ ЭТОТ ВЫБОР Каждый из нас предпочел жить по своим законам и правилам вместо того, чтобы подчиниться воле Бога. Это своеволие выражается в активном неповиновении Богу или просто...
Читать далее

© 2011, МРОЕХ «Новая жизнь» | Москва, ул. Наметкина 15 | Тел. +7 (495) 719-7779